УТВЕРЖДАЮ
Министр по делам молодёжи
Удмуртской Республики
______________В.М.Соловьёв
«___» ______________ 2012 г.
Республиканская образовательная смена актива старшеклассников «Под парусом мечты»
Авторы программы: Кожевникова Александра Андреевна, Фёдорова Алёна Дмитриевна
СОГЛАСОВАНО
Директор Бюджетного учреждения
Удмуртской Республики
«Республиканский центр развития
молодёжного и детского движения»
______________Н.А. Щенина
«___» ______________ 2012 г.
Ижевск, 2012
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА)
1. Полное название программы |
Республиканская образовательная смена актива старшеклассников «Под парусом мечты» |
2. Цель программы |
Целью смены является формирование, развитие у детей лидерских качеств и умения применять их на практике |
3. Тип лагеря |
Стационарный лагерь |
4.Направление деятельности, специфика содержания программы |
Образовательное |
5. Краткое содержание программы | В рамках образовательной смены ребята будут учиться ораторскому мастерству, технологиям эффективного общения, целеполаганию, планированию деятельности, умению работы в команде, журналистике. Также будут разработаны ключевые мероприятия Движения (спортивные, интеллектуальные, творческие, духовные и др.), которые и составят план работы на последующий учебный год.
Ключевые мероприятия смены: веревочный курс на командообразование, тренинг «Вертушка общения», «Тренинг эффективного общения», Тренинг-игра «Линия жизни», мастер – класс по проектированию «От идеи к проекту», Игра «Свежий взгляд». |
6. Авторы программы |
Кожевникова Александра Андреевна, Фёдорова Алёна Дмитриевна |
7. Руководитель программы |
Кожевникова Александра Андреевна |
8. Название проводящей организации |
Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» |
9. Адрес организации |
426011, г. Ижевск, ул. Кирова, 17, 106 каб |
10. Телефон, факс, электронная почта |
тел./факс (3412) 433-269, dodunost@mail.ru |
11. Место проведения лагеря |
АУ МЛ «Ёлочка» |
12. Количество участников программы |
115 |
13. География участников программы |
Удмуртская Республика |
14. Сроки проведения |
август 2013 года |
15. Количество смен |
1 |
16. Кадровое обеспечение |
Специалисты Администрации ДОД «Юность», члены Общественного регионального молодежного движения в УР «Креативный капитал», привлеченные специалисты, волонтеры. |
17. Условия участия в реализации программы | Данный проект ориентирован на подростков в возрасте 14 – 17 лет, которые являются участниками ДОД «Юность».
Участниками проекта смогут стать школьники районов и городов Удмуртской Республики, подавшие заявку на рассмотрение и отобранные Оргкомитетом. |
18. Условия размещения участников |
5 – разовое питание, проживание в 4-х – 6-ти местных номерах |
19. История существования программы и анализ предыдущего опыта реализации |
Учитывая предыдущий опыт, можно с уверенностью сказать, что программа летнего оздоровительного лагеря, построенная в форме игры и тренингов, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие образовательную смену стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, поучаствовать в образовательной смене много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. |
20. Наиболее важные публикации о программе (время, дата публикации в СМИ) |
— |
21. Особая информация и примечания |
— |
Данные представил (Ф.И.О.)- Кожевникова Александра Андреевна
Дата заполнения информационной карты – 29.10.2012
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА)
1. Пояснительная записка
Республиканская образовательная смена актива старшеклассников «Под парусом мечты».
Авторы программы – Кожевникова Александра Андреевна, Фёдорова Алена Дмитриевна.
Дата разработки – 19.10.2012.
Данная программа направлена на формирование, развитие у детей лидерских качеств и умения применять их на практике.
Программа смены создана на основе имитационной деловой игры и представляет собой симулятор реальной жизни со всеми основными процессами, протекающими в социуме. Погружению в игру позволит наработать опыт позитивного общения с окружающими, планирования и анализа своей деятельности. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Республиканские образовательные смены являются ежегодным мероприятием Движения «Юность» с 2005 года. Подобные смены способствуют максимальному привлечению детей к здоровому досугу, формированию сплочённой команды, формированию чувства ответственности за товарища.
2. Адресаты программы (проекта)
Данный проект ориентирован на подростков в возрасте 14 – 17 лет, которые являются участниками ДОД «Юность». Участниками проекта смогут стать школьники районов и городов Удмуртской Республики, подавшие заявку на рассмотрение и отобранные Оргкомитетом.
3. Цель программы (проекта)
Формирование Республиканского актива старшеклассников.
4. Задачи программы (проекта)
- Сплочение команды;
- Выявление и поддержка талантливых детей;
- Формирование, развитие у детей лидерских качеств и умения применять их на практике;
- Наработка опыта позитивного общения с окружающими, планирования и анализа своей деятельности;
- Профориентация подростков.
5. Содержание программы (проекта). План реализации программы
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Республика Тортуга».
Игровая легенда
31 век, мы счастливо пережили очередной конец свет, успешно освоили философию пиратства и романтику средних веков — и не очень удачно вышли в космос. Моря мы променяли на космический океан, гравитацию – на блеск звезд, акул и айсберги – на астероидные пояса, богатые города – на новые планеты. Теперь главная опасность для Объединенных королевств системы Орион – Республика Тортуга, планета-штаб космических пиратов. Хотя кто знает, кто в этом мире настоящие пираты – мы или те, кто на стороне королевств.
Но даже у пиратов есть своя школа и свои правила. Сейчас на Тортуге аврал – среди сотни молодых-зеленых юнг должны проявиться четыре капитана – потому что новых кораблей в нашем флоте только 4. Ни одним больше. А самое главное – в этом году мы должны выбрать нового главу совета Тортуги. И на все про все – всего 5 неполных дней…
Инструкция для первых помощников (вожатых):
Первые помощники – одни из самых опытных пиратов на этой планете, космические волки, участвовавшие не в одной битве. Но теперь пришло время пополнить ваши ряды – и собственные корабли на время придется оставить у причала. Теперь вы – первые помощники будущих капитанов. На вашей совести – обучение 25 новобранцев, которые должны освоить все то, что должен знать морской волк:
- как прокладывать курс корабля,
- как поддержать и организовать свою команду,
- как провести успешную акцию и не потерять при этом своих моряков,
- как завоевать доверие всех,
- как работать с другими капитанами и жить в содружестве,
- как решать проблемы своей команды самому.
Каждый день ваших моряков ждет особая программа:
- зарядка,
- обучение,
- спорт,
- развлечения,
- здоровое питание,
- легенды пиратов (огоньки).
Каждый день именно каждая команда должна сама организоваться и успеть все. И при этом набрать большинство голосов от Совета Тортуги. Задача:
- ввести новобранцев в курс дела: познакомить с территорией, друг другом, объяснить им план вашей работы на 5 дней, показать, ради чего все это происходит.
- напоминать им о том, что они на планете Тортуга – и здесь есть свои правила. Нарушение правил больно отзовется всей команде.
- помочь участникам разобраться с заполнением заявки проекта, выбрать лучшие идеи и их защитить.
- напоминать капитану о его обязанностях раз в день – проводить с ним пятиминутку по утрам, чтобы просмотреть план на день, задачи и потребности отряда и так далее. Вы ведь знаете, что в один из дней совет даст приказ не вмешиваться и позволит новобранцам самим выстроить свое время – максимально полезно, без ссор и драк. А заодно – о необходимости вести рейтинг.
На руках вожатых всегда должны быть:
- карта Тортуги
- расписание занятий
- список вашего отряда с отметками их статусов
- бланки рейтинга
- список кандидатов на председателя совета Тортуги от вашего отряда.
Каждый день информаторы будут проверять ваш отряд по следующим критериям для составления рейтинга отряда:
- чистота на кубрике (в корпусе)
- посещаемость всех занятий программы
- чистота за местами отряда на камбузе
- наличие информации в совете о том, что происходит на вашем корабле (активность журналистов)
- инициативность (оформление места проживания отряда, название, флаг-логотип и т.д., предложения по свободному времени для них и всех ребят).
Приучайте с первого дня свой отряд к порядку обращений на кораблях:
- Товарищ капитан/лейтенант и тд
- Уважаемый совет (ко всем, кто в совете).
География
У каждого места в игре есть свое особое название, подходящее по тематике. Итак,
- Столовая – камбуз
- Корпуса – кубрик
- Стадион – палуба (тренировочный полигон)
- Корпус организаторов – рубка
- Душевые – гальюн, отсек личной гигиены
- Актовый зал – кают-компания
- Склад – трюм
- Шайба – капитанский мост.
Статусы участников:
Изначально все участники в отряде начинают с юнги, а после первого набора рейтинга начинают распределяться по должностям внутри отряда. Капитана выбирают на огоньке – оценивать нужно не по личным симпатиям, а по тому, насколько человек проявился в течение дня.
- 1 капитан
- 1 первый помощник (остается за вожатым)
- 1 штурман
- 2-3 помощника штурмана
- 1 боцман
- 1 Квартмейстер
Все остальные – матросы. Назвать их так можно при наборе первых очков рейтинга (т.е если — 0, то — юнга).
Отличительные знаки и символика:
У каждого отряда должен быть свой цвет, название, девиз и песня. Варианты придумывания этого – на совести и компетенциях вожатых. В течение первого дня дети должны определиться с этими составляющими.
Ну а после огонька в первый день вожатые по праву первого помощника после голосования и оценки работы каждого раздают отличительные знаки статуса – звезды. С момента выдачи капитанских звезд управление отрядом берет на себя капитан.
В конце игры среди 4 капитанов выбирается лучший капитан (исходя из рейтинга или на основе отдельного соревнования для капитанов).
Направления деятельности пресс-центра следующие: выпуск газеты «Тортуга-инфо», освещающей наиболее важные события из жизни городов; выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Республиканского Форума; проведение тематических радио и телепередач; создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности Республики Тортуга; выпуск фотостенда «Наши достижения».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В организационный этап игры основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится 1 день и заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности в течение игры, происходит знакомство с главными героями игры и идеей.
Основной этап занимает 2 дня. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.
С целью достижения максимального результата, в течении всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, и др.
В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов (Приложение 2).
6. Структура организации деятельности. Схема управления.
Оргкомитет => специалисты
=> вожатые
=> педагоги-организаторы
Подбор и расстановка кадров осуществляется Оргкомитетом. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один педагог и два вожатых.
Функциональные обязанности
Педагоги – организаторы — несут ответственность за жизнь и здоровье детей, осуществляют деятельность по реализации программы, проведение общелагерных дел. Подчиняются Оргкомитету.
Вожатые — несут ответственность за жизнь и здоровье детей, осуществляют деятельность по реализации программы, проведение отрядных дел. Подчиняются Оргкомитету.
Специалисты – отвечают за подготовку и проведение мастер-классов, тренингов и специализированных мероприятий. Подчиняются оргкомитету.
7. Кадры программы (проекта).
Специалисты Администрации ДОД «Юность»:
А.А. Кожевникова, Председатель Организационного совета, планирование, разработка и реализация мероприятий Движения, контроль, работа с Республиканским Инициативным советом, взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, бизнес структурами и общественными организациями.
А.Д. Федорова, руководитель пресс-службы, журналист, фоторепортер, ответственная за выпуск журнала «Голоса Юности», за работу сайта Движения, работа с пресс-центром ДОД «Юность».
Р.Б. Мансурова, методист, координирование деятельности местных отделений ДОД «Юность», работа с кураторами.
Привлеченные специалисты и профессиональные тренеры:
О.Н. Чиркова, главный редактор журнала «Журавейник, специалист в области журналистики,
А.Н. Глухов, заместитель директора Ижевского монтажного техникума, тренинг по командообразованию и сплочению,
Е.С. Никифорова, куратор ДОД «Юность города Глазова, тренинг по целепологанию,
Ярослав Ахмадеев, заместитель директора Сарапульского политехнического колледжа, тренер по технике публичного выступления,
специалисты Общественного регионального молодежного движения в УР «Креативный капитал»,
волонтеры: вожатые – студенты ВУЗов дневной формы обучения, Инициативный совет ДОД «Юность».
8. Материально-техническое обеспечение программы (проекта).
Компьютеры и оргтехника, инвентарь для спортивных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Призы и награды для стимулирования.
9. Критерии оценки эффективности проекта
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Оценка интереса СМИ, государственных органов, реальных и потенциальных спонсоров, других групп общественности к данной программе.
- Отчет детей о проведенных мероприятиях, оценка приобретенных детьми знаний и умений, рекомендации по развитию творческой, культурной, спортивной и образовательной концепции проекта.
10. Предполагаемые результаты данной программы (проекта), ее социальный эффект.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников, уменьшится безнадзорность и количество правонарушений среди несовершеннолетних.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Смета на проведение республиканской профильной смены
Республиканская образовательная смена актива старшеклассников «Под парусом мечты»
1. Расходы на программу | |||
Расчет
|
Сумма руб. |
Источник финансирования |
|
1.1 Питание и проживание |
560руб*115чел*4сут |
257600,00 |
Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики |
1.2 Транспортные расходы |
350руб*115чел*2бил |
80500,00 |
Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» |
1.3 Организационное обслуживание |
180руб*115чел*4сут |
82800,00 |
Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» |
1.4 Страхование от несчастного случая |
22 руб*115чел |
2530,00 |
Родительский взнос |
1.5 Канцтовары |
150руб*115чел |
17250,00 |
Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» |
Итого на одного человека в день 766,4 |
Итого на одного человека за смену 3832,00 |
Итого на всю программу 440680,00
|
Сумма, запрашиваемая от Министерства по делам молодёжи УР 257600,00 |
Сумма привлечённых средств 183080,00
|
Приложение 1
Распределение ролей в «Республике Тортуга»
Совет Тортуги | Оргсовет |
Информаторы | Пресс-центр оргсовета |
Старший лейтенант | Тренер |
Лейтенант | Игротехники |
Капитан – высшая должность на судне. Профессия капитана подразумевает под собой управление всей командой и несение ответственности за судно, его экипаж, пассажиров и груз. Во внештатных ситуациях именно на плечи капитана ложится поиск выхода из ЧП и принятие решений. | Глава отряда |
Первый помощник капитана – второе лицо на корабле. Первый помощник выполняет указания капитана и его функции в случае, если он не в состоянии управлять кораблем. | Вожатые |
Штурман – судоводительская специальность. Проще говоря, это человек, управляющий судном, в чьи обязанности входит вычислять и отмечать передвижение корабля на карте, прокладывать курс, следить за навигационными приборами, их исправной работой. | Глава пресс-центра отряда |
Помощник штурмана | Отрядные журналисты |
Боцман – младший офицер | Контроль за посещением и выполнением образовательной программы |
Квартмейстер — несет ответственность за состояние судна | Ответственный за порядок в корпусе и комнатах |
Матрос – человек, без которого сложно представить существование корабля. Матросы занимаются различными работами, начиная от уборки и работы на вахте, и заканчивая тушением пожара и пр. | Обычный член отряда |
Юнга – новичок на корабле. | Пассивный член отряда |
Приложение 2
Республиканская образовательная смена актива старшеклассников «Под парусом мечты»
Распорядок дня
1 день
11.00 — 12.00 — заезд и регистрация
12.00 – 13.00 — расселение
13.00 — 14.00 — обед
14.00 – 14.30 — общий сбор (приветствие, знакомство с программой и педагогическим составом, законы жизни в лагере)
14.30 – 16.00 — тренинг «Вертушка общения» (игры на знакомство)
16.00 – 16.30 — полдник
16.30 – 19.00 — веревочный курс на командообразование и сплочение
19.00 — 20.00 — ужин
20.00 — вечернее мероприятие, дискотека
21.00 — поздник
22.30 – огонек в отрядах
23.00 — отбой
2 день
08.45 — подъем
09.00 — зарядка
09.30 – 10.00 — завтрак
10.00 — 13.00 — Тренинг эффективного общения (1,2 отр)
10.00 — 13.00 — Тренинг-игра «Линия жизни» (3,4 отр)
13.00 — 14.00 — обед
14.00 — 16.00 — мастер – класс по проектированию «От идеи к проекту» (все отряды)
16.00 – 16.30 — полдник
16.30 — 17.30 — мастер – класс по проектированию «От идеи к проекту» (все отряды)
17.30 — 19.00 — время для подготовки проектов
19.00 — 20.00 — ужин
20.00 — вечернее мероприятие, дискотека
21.00 — Поздник
22.30 – огонек в отрядах
23.00 — отбой
3 день
08.45 — подъем
09.00 — зарядка
09.30 – 10.00 — завтрак
10.00 — 13.00 — Тренинг эффективного общения (3,4 отр)
10.00 — 13.00 — Тренинг-игра «Линия жизни» (1,2 отр)
13.00 — 14.00 — обед
14.00 — 16.00 — встреча с интересными людьми (все отряды)
16.00 – 16.30 — полдник
16.30 — 19.00 — игра «Свежий взгляд»
19.00 — 20.00 — ужин
20.00 — вечернее мероприятие, дискотека
21.00 — поздник
22.30 — огонек
23.00 — отбой
4 день
08.45 — подъем
09.00 — зарядка
09.30 – 10.00 — завтрак
10.00 — 13.00 — защита проектов, голосование (все отряды)
13.00 — 14.00 — обед
14.00 — 16.00 — Съезд ДОД «Юность»: рассмотрение и утверждение карты ключевых событий, утверждение списка Республиканского Инициативного совета
16.00 – 16.30 — полдник
16.30 — 18.00 — отрядное время, подготовка к гала-концерту
18.00 — 19.00 — ужин
19.00 — вечернее мероприятие: гала-концерт, дискотека
21.00 — поздник
23.00 — огонек
23.30 — отбой
5 день
08.45 — подъем
09.00 — зарядка
09.30 – 10.00 — завтрак
10.00 — 11.30 — закрытие смены
11.30 — 12.00 — сдача комнат
12.00 — выезд участников
ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми.